ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕЗВОГО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ на основе психолого-педагогического метода Г. А. Шичко

«Прояснённость сознания – это понимание и практическое выполнение процесса восстановления здоровья и трезвости по отношению к себе.»

Г. А. Шичко

УДК 159.9.01, 316.3(4,6), 37.01(02,03,04) ББК 60.5, 88.5(6)  ISBN 978-5-9500666-0-3

Рекомендовано для использования специалистам некоммерческого сектора, руководителей системы образования, лекторов, педагогов и методистов, учителей общеобразовательных учреждений, педагогов-психологов, социальных работников, педагогов дополнительного образования, всех заинтересованных специалистов, работающих в сфере профилактики вредных привычек и формирования трезвого здорового образа жизни:

Экспертной рабочей группой по продвижению здорового образа жизни профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодёжи Координационного Совета по защите граждан Российской Федерации от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости при Общественной палате Российской Федерации.

Союзом некоммерческих организаций в сфере профилактики и охраны здоровья «Евразийская ассоциация здоровья».

Методическое пособие для лекторов и педагогов с обучающими и поясняющими материалами по профилактике вредных привычек и формированию трезвого здорового образа жизни. Карпачёв А. А, Карпачёва Е. И, Карпачёв Д.А. – Москва, РОО по пропаганде здорового образа жизни «СБНТ», Информационно-методический центр, 2017 г. – М.: Википринт, 2017. – 168 с.

 

Пособие состоит из 6 (шести) занятий с методическими рекомендациями, обучающими и поясняющими материалами по профилактике вредных привычек и формированию трезвого здорового образа жизни для самостоятельного освоения с элементами консультирования. Дополнительным обучающим материалом являются 6 (шесть) видео занятий общей продолжительностью около 7 (семи) часов. (http://euraz.org/2117.html).

Пособие и видео занятия предназначены для педагогов и методистов, учителей общеобразовательных учреждений, лекторов по ведению уроков трезвости, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, специалистов, работающих в сфере профилактики вредных привычек и формирования трезвого здорового образа жизни, участников трезвого движения, руководителей системы образования.

Данное пособие — это часть результата многолетней практической деятельности (с 2010 по 2017 г.г.)  Региональной общественной организации по пропаганде здорового образа жизни «Союз борьбы за народную трезвость» в г. Москве, Информационно-методического центра, созданного РОО «СБНТ» на базе Союза некоммерческих организаций в сфере первичной профилактики и охраны здоровья «Евразийская ассоциация здоровья» в Москве.

Был использован опыт проведения практических занятий  А. А. Карпачёва: семинаров-тренингов в г. Москве «Избавление от алкогольной и табачной зависимостей и формирование трезвых убеждений (ФТУ) на основе метода Г. А. Шичко» (авторская разработка), «Верни себе зрение» (авторская разработка), двухдневного профилактического семинара по формированию культуры здоровья и трезвости для педагогов, психологов, социальных работников г. Ливны Орловской области 28-29 марта 2016 г. (ведущие семинара А. А. Головин, А. А. Карпачёв), обучающего семинара из  6 (шести) занятий для педагогов-психологов, школьных психологов и учителей общеобразовательных гимназий г. Краснознаменска Московской области в апреле-мае 2017 г.

Ввиду ограниченных организационного и временного ресурсов, выделенных для реализации данного «Методического пособия», приведены в основном структуры и поясняющие материалы занятий. Практика ведения занятий показала, что даже такой сокращённый семинар-тренинг позволяет освоить и понять суть работы по «Формированию трезвого здорового образа жизни на основе психолого-педагогического метода Г. А. Шичко». Авторы-составители надеются, что при дальнейшем переиздании многие разработанные и используемые материалы будут опубликованы. Полный семинар-тренинг состоит из 10 (десяти) занятий по 2-3 часа с индивидуальной и коллективной работой по написанию, проверке и анализу дневников, выполненных заданий, написанных сочинений на противоалкогольные и трезвенные темы, прояснению сознания, освоению «теории трезвости» (понятий, определений, терминов – «Языка сознательной трезвости»), трезвых убеждений и практического навыка трезвого стереотипа поведения, трезвого мышления и трезвого мировоззрения.

            Разработка структуры, содержания и практическое системное проведение полных семинаров-тренингов (10 занятий) стало возможным благодаря поддержке и постоянной методической и организационной работе, проводимой Е. И. Карпачёвой и Д. А. Карпачёвым учредителями и членами РОО «СБНТ».  

А. А. Карпачёв Председатель РОО «СБНТ»

Авторы-составители будут благодарны и признательны за конструктивные предложения, замечания и дополнения по данному «Методическому пособию и видео занятиям.

Изучая современные достижения психологической и педагогической наук, необходимо ввести их в собственную систему представлений, взглядов, ассоциаций, а ещё важнее — научиться применять их в своей реальной практической деятельности и повседневной жизни.

Г. А. Шичко в научном плане зафиксировал переход от антиалкогольного просвещения и пропаганды к трезвому просвещению, формированию трезвых убеждений, трезвого мышления, трезвого мировоззрения, формированию и утверждению сознательного трезвого состояния. Глубокий смысл такого подхода раскрывается в работе с личностью и расширяется на общественно-государственную деятельность: теперь антиалкогольная фразеология с элементами запугивания граждан отрицательными последствиями «потребления алкоголя, табака, наркотиков и других интоксикантов» (самоотравления алкогольными, табачными, наркотическими и другими нейротропными ядами) замещается, в основном, трезвым просвещением и терминами и понятиями, проясняющими сознание и формирующими язык сознательной трезвости. Нейтрализуются ложные проалкогольные предрассудки и абсурдизмы в сознании человека на основе объективной научной правды и формируются трезвые убеждения, положительные образы, стереотипы поведения и ценности личности.

Об алкоголе и его действии даётся правдивая информация в соответствии с возрастной психологией, основной акцент делается на необходимости трезвости как естественной основе жизни, нравственных ценностях и устойчивом развития личности и общества.

Это и есть идеологическая основа трезвого просвещения. Основная цель трезвого просвещенияпрервать передачу разрушительных интоксикантных запрограммированностей, в первую очередь проалкогольной, прокурительной, пронаркотической и других, действующих на основе нейротропных ядов, из поколения в поколение и в поколении — от старших к младшим.

Сформировать культуру устойчивой преемственности на уровне личности, семьи, коллектива, общества и государства трезвых здравосозидательных убеждений, мышления, стереотипов поведения и мировоззрения. Понимание основной причины  различных  зависимостей  как  социально-психологической запрограммированности и обоснование  необходимости  трезвого  просвещения, основные теоретические и практические принципы которого разработаны, позволяет сделать массовым добровольчество в движении за трезвый здоровый образ жизни (ТЗОЖ) с опорой на гражданское общество, общественные и государственные институты: с привлечением студентов, преподавательского состава ВУЗов, СУЗов и школ, специалистов по работе с молодежью, старшеклассников, родителей, представителей некоммерческих организаций и бизнеса.

Трезвость – фундамент духовного, нравственного, демографического и экономического возрождения и развития России.